Conference on Challenges of Federal Governance in the Russian and Canadian Federations Ottawa, December 2000

Неофициальныйперевод

ПроблемыфедеративногостроительстваДокладФорумафедераций

Общиеположения

КруглыйстолПроблемыфедеративногостроительствапреследовалпрактическуюцельсобратьпрактиковфедерализматехктообеспечиваетфункционированиефедеративныхсистемдляобменаидеямиинаиболееэффективнымиметодамивключевыхдляфедеративногостроительстваобластях

ДискуссиябылаподготовленаипроведенавконтекстемноголетнегосотрудничестваРоссиииКанадывсферегосударственногостроительствавключаяфедерализм

НачалодвухдневнойдискуссиибылоположенодвумяосновнымидокладамиопытныхпрактиковфедерализмаРойРоманоупремьерСаскачеванапредставилсвойанализтекущегосостоянияканадскогофедерализмаВячеславПозгалевгубернаторВологодскойобластиизложилсвоивзглядынасостояниероссийскогофедерализмаЭтидокладыознакомилиучастниковзаседанийсисториейвопросаистемивызовамискоторымифедеральныегосударствамогутстолкнутьсявбудущем

БылоподчеркнуточтофедерацииэтостроительныеплощадкинаходящиесявпроцессенепрерывногоизмененияистроительствонанихможетосуществлятьсятолькочерезпостоянныйдиалогисотрудничествопозволяющиереализовыватьпотенциалфедеративныхконституцийТамгдетребуютсяпроцедурныеизмененияилиреформынаиболееэффективнымиоказываютсямерыпринимаемыедлякаждогоконкретногослучаяинаправленныенарешениепрактическихзадач

ОбадокладчикаговорилиотомкакимонивидятбудущеефедерализмавсвоихстранахПремьерРоманоуохарактеризовалтекущуюдискуссиюостатусеКвебекакакещенерешеннуюпроблемуГубернаторПозгалевподчеркнулважностьзавершениязаконодательныхреформдлятогочтобыобеспечитьсоответствиезаконовсубъектовфедерацииКонституцииРоссииОнсказалчтоработавэтомнаправленииидетактивноиблизитсякзавершениюОнотметилчтоожидаемоеприэтомповышениеэффективностифункционированияфедеральнойсистемыблагоприятноотразитсянаэкономическомростеипритокеинвестиций

ВходепоследующихзаседанийКруглогостолаобсуждалисьследующиетемы

Рольсубнациональныхобразованийвглобальнойэкономике
Федеративныйдиалогразграничениепредметовведенияиотношениямеждуразличнымиуровнямивласти
Политикабюджетногофедерализма
Северноепартнерствофедерализмэкономическоеразвитиеималыекоренныенароды
Перспективанабудущеепутидальнейшегосотрудничества

КаждоезаседаниеначиналосьсдвухкраткихсообщенийпоодномуоткаждойизсторонЭтисообщенияслужилиотправнымипунктамидляпоследующихдискуссийкоторыеносилиоткрытыйисвободныйхарактерФорумфедерацийвыделилосновныемоментыдискуссийвчетыретематическиегруппыглобализацияновыеподходыРоссиивобластифедеративногостроительствапроблемыстоящиепередКанадойиРоссиейизначениедиалогаисотрудничества

Глобализация

СостоявшаясядискуссияяснопоказалачтоглобализацияоказываетсущественноевлияниенаобефедерацииБылоотмеченочтоспециализациянамировомрынкерастущаярольтранснациональныхкорпорацийидругихмеждународныхорганизацийатакжевозрастающаямеждународнаяактивностьвходящихвфедерациирегионовставятпередфедеративнымигосударстваминовыезадачи

УказывалосьчтоспособностьсоставляющихфедерациюрегионоввыступатьвкачествеполноправныхучастниковглобальныхэкономическихпроцессовобеспечилаимновыевозможностинамеждународнойаренегдеэкономическаямощьможетоказатьсявесомейполитическогомогуществаТрадиционныепредставленияосубъектахфедерацииподвергаютсяпереосмыслениювсветеновыхэкономическихтенденцийвыходящихзарамкиграницмеждугосударствами

РольтрадиционныхадминистративнотерриториальныхедиництакихкакпровинциирегионыилимуниципальныеобразованияуженеопределяетсятолькоихпринадлежностьюкнациональномугосударствуВнастоящеевремянаблюдаетсяопределенныйконфликтмеждуихмеждународнойинациональнойсущностьюВусловияхкогдасоставляющиефедерациюрегионывсечащедействуютисходяизсвоихсобственныхэкономическихинтересовккакимстимуламможетприбегнутьцентральноеправительствочтобыпобудитьэтирегионыдействоватьсучетомобщенациональныхцелейКакиестимулымогутпобудитьнациональноеправительствопредставлятьинтересысвоихрегионовнамеждународнойарене

НекоторыеорганывластивсоставефедерацийобеспокоеныцентробежнымитенденциямикоторыемогутвозникнутьврезультатенескоординированноймеждународнойдеятельностивходящихвфедерациюрегионовВпрошломэкономическийсуверенитетцентральногоправительствасовпадалсегополитическимсуверенитетомГлобализацияипоявлениеновыхтехнологийврядеслучаевнарушилиилиослабилиэтонекогдапрочноесочетание

ГлобализацияможетприноситькакблаготакидополнительныепроблемыУчастникизаседанийпризнаютоднакочтоглобализацияэтонеизбежноеновтожевремяприправильномкнейподходеположительноеявлениеВместотогочтобыискатьпутивозвратакпрежнемусостояниюучастникиКруглогостолаобсуждалиновыемеханизмыадаптациисвоихфедерацийкновыммеждународнымусловиям

ГлобализованныймирдаетнасамомделенадеждунарешениевопросовкоторыенемогутбытьрешенывпределахтрадиционныхграницНапримерглобальноеизменениеклиматаидругиеэкологическиепроблемызатрагиваютвесьмирвцеломитребуютмногостороннегомеждународногорешенияНовыеформысовместнойдеятельностипотребуютновыхформответственностииусиленнойкоординацииособенновфедеративныхгосударствахгдевластьиответственностьраспределенымеждунесколькимиуровнямиТрансграничнаяконцепциягражданскогообществапобуждаетправительствавырабатыватьэтиновыеформыответственностиистремитьсякболееэнергичноймеждународнойполитикевтакихобластяхкакправачеловекаизащитаокружающейсреды

НовыеподходыРоссиивобластифедеративногостроительства

БольшойинтересуканадскихучастниковКруглогостолавызвалоимеющееважноезначениеобсуждениепроблемкоторыерешалисьвРоссийскойФедерациинапротяжениипоследнихдесятилетУчастникиконференцииговорилиоважныхмерахпредпринятыхвРоссиисцельюсмягченияпоследствийнесогласованныхдействийвсвязисдецентрализациейимевшейместовначалехгодовПрозвучавшиевыступленияпозволиливсемучастникамКруглогостолаяснопредставитьмасштабностьисложностьзадачскоторымистолкнулисьпослераспадаСоветскогоСоюзанародыРоссиииихправительстваоценитьбеспрецедентноеноваторствопроявленноеимивпроцессерешенияэтихзадачФедерациисуществующиеболеепродолжительноевремятакиекакКанадазачастуюмогутпозволитьсебеизменятьсуществующиеинститутыиструктурыпостепеннопланомерноВотличиеотнихРоссиипришлосьвоченькороткийпромежутоквремениосуществитьинституциональныеизменениявцелыхобластях

ЭтобылоособенноочевиднокогдаучастникиКруглогостоласлушаливыступлениятехктововлеченвработуфедеральныхокруговсозданныхвэтомгодусцельюповышенияуровнякоординацииВышеупомянутаятемабылалейтмотивомвыступленийроссийскихучастниковкасающихсядругихобластейКанадскиеучастникиКруглогостолаотметилисущественнуюозабоченностьпроявленнуювчастностизарубежомвсвязисназначениемсемипредставителейПрезидентаРоссийскойФедерациивэтихокругахРоссийскиеколлегирассказалиимоширокойподдержкекоторойпользуютсяэтипредставителиблагодарясвоемубогатомуопытуипродуманномуподходукрешениювозникающихвопросовБылоотмеченочтопредставителиПрезидентасдолжнымуважениемотносятсякорганамгосударственнойвластивсоответствующихрегионахипомогаютимврешениипроблемкоординациидействийнарегиональномуровне

УчастникиКруглогостолаподчеркнуливажностьдеятельностипосогласованиюзаконодательстваиотметилипотребностьвпринятииновыхзаконовобеспечивающихпризнаниеиуважениеконституционныхмеханизмов

УчастникиКруглогостоласмогливыявитьисопоставитьмеханизмысуществующиевобеихстранахиобсудилипутииспособыповышенияэффективностиразвитияотношениймеждуорганамивластиразногоуровняПомнениюучастниковопытнакопленныйРоссиейвэтихобластяхможетбытьполезендлядругихстрангдесоздаютсяновыефедерацииОнитакжеотметилинекоторыеканадскиеподходыкоторыеможнобылобыспользойприменитьвРоссииВихчислепрактикапринятиянеформальныхрешенийвместоизменениязаконовиликонституцииКанадскойсторонойбылопредложеноследующеесоотношениенаИнымисловамидомернаправленныхнасовершенствованиефедеративныхсистемможнобылобыосуществлятьспомощьюспециальныхсоглашенийинеформальныхмеханизмовилижевадминистративномпорядке

ВходеобсуждениявопросовкасающихсятакогородафункциональногофедерализмабылсформулированрядследующихпринциповкоторымимоглибыруководствоватьсяпрактикифедерализмафедеративнаясистемадолжнабытьгибкойиприэтомобеспечиватьсоблюдениеположенийКонституциидиалогиобменмнениямимеждупрактикамифедерализмадолжныноситьактивныйисвободныйхарактерорганыгосударственнойвластинакаждомуровнедолжныбытьнаделеныправомдействоватьвпределахсвоейюрисдикцииследуетпостоянноинформироватьобщественностьодеятельностисоответствующихправительствиоргановвласти

УчастникиКруглогостолаподчеркнулинеобходимостьсоблюдатьпринциправенствавотношенияхцентральногоправительствасовсемирегионамивходящимивсоставданнойфедерацииВместестемследуетотметитьчтовэтихрегионахсуществуютразныесоциальноэкономическиеусловияПоэтомусоблюденияпринципаформальноюридическогоравенствавобластиполитикиипроцедурможетбытьнедостаточнодлятогочтобысоднойстороныгарантироватьвсемчленамданнойфедерациивозможностьпользоватьсятемиблагамикоторыепредоставляетэтафедерацияасдругойстороныобеспечиватьсправедливоераспределениеобщегобремениПрирассмотрениитакихпроблемполезныеконцепцииивариантырешениймогутбытьподсказаныассиметричнымимоделямифедерализма

ПроблемыстоящиепередКанадойиРоссией

НесмотрянаразличиевдлительностисуществованияисоставеобеихфедерацийучастникамКруглогостолаудалосьвыявитьрядобщихпроблемивозможностейИвчастноститепроблемыивозможностикоторыеявляютсяследствиемсхожихгеографическихусловийисоциальнойструктурыОбестраныявляютсясевернымистранамизначительнаячастьтерриториикоторыхрасположенаварктическомрегионеВобеихстранахсуществуетсложнаясоциальнаяструктуравключающаявтомчислезначительноечислоязыковыхиэтническихособенностейнаселенияРоссийскиеучастникиКруглогостоласинтересомвыслушаливыступлениявкоторыхговорилосьореальныхпроблемахвозникшихвсвязиснеобходимостьюадаптацииканадскогофедерализмасцельюучетазаконныхтребованийичаянийкоренныхнародовУчастникиКруглогостолаимеливозможностьобменятьсяобщейинформациейиопытомрассказатьобуспехахинеудачахсвязанныхсрешениемвнутреннихпроблемпорождаемыхэтиммногообразием

НесмотрянаимеющиесяразличиямеждусевернымирегионамиобеихстранРоссияиКанадасталкиваютсясобщимипроблемамиУдаленныенаселенныепунктытребуютвыработкиособойполитикиисозданияспециальныхмеханизмоввзаимодействиясорганамигосударственнойвластиКрометоговсеверныхрегионахсуществуютособыепотребностивобластиохраныокружающейсредыдляудовлетворениякоторыхтребуетсяпринятиемерсучетомспецификиэтихрегионовЭкономическаядеятельностьвсеверныхрегионахтребуетспецифическихформкоординацииУчастникиКруглогостолапредставляющиеобестраныдоговорилисьуделитьособоевниманиеизучениюпотребностейсуществующихвсеверныхрегионахсвоихстран

Значениедиалогаисотрудничества

РоссийскиеиканадскиеучастникиКруглогостолавыявилисущественныеразличиявтомчтокасаетсяусловийвкоторыхосуществляетсягосударственноеуправлениевобеихфедерацияхДажетакойнюанскакналичиеразногочислаобразованийвходящихвсоставфедерацийнеизбежноприводитксуществованиюразныхмеханизмовиподходоввобластиотношениймеждуразнымиуровнямивластиурегулированияспоровмеждуними

БлагодарясостоявшемусяобменуинформациейучастникиКруглогостоласмоглипоновомувзглянутьнапроблемыразвитиягосударственногоуправлениявсвоихстранахВчастностионисмоглиполучитьценныепрактическиезнанияЭтоособеннокасалосьтакихобластейкакфинансовыесоглашениямеханизмыобеспечениягармонизацииикоординацииюридическихинструментовотношениясорганамиместногосамоуправленияКрометогоэтомуспособствовалобменинформациейкасающейсяпрактическихнеконституционныхизмененийкоторыеполучилиобщееназваниефункциональногофедерализма

ОбсуждениезаКруглымстоломподтвердилотоважноезначениекотороеимеютэкономическиевопросыдляэффективногофункционированияфедерализмаРоссийскиеиканадскиеучастникиКруглогостолаактивноподдержалиидеюдальнейшегоразвитияканадскороссийскогосотрудничествавэтойобластиКрометогопроведениеКруглогостолапозволилонаметитьрядпроектов

представляющихобщийинтересдляроссийскихиканадскихпрактиковфедерализмаБылопредложенопровестивбудущемгодуаналогичныйКруглыйстолдлятогочтобыдатьвсеобъемлющуюоценкусостояниюроссийскогоиканадскогофедерализмаирассмотретьвопросопрограммахсотрудничествамеждуобеимистранамивобластифедеративногоправлениявпервуюочередьсакцентомнасоциальноэкономическиепроблемыфедерацийКрометогобылопредложеноосуществитьболееузконаправленныепроектыдляпроведениясравнительногоанализавследующихобластях

бюджетныеструктурыбюджетыоргановместногосамоуправленияисубнациональныхобразований
моделинеформальныхиадминистративныхотношениймеждуорганамивластиразногоуровня
рольсубнациональныхобразованийвмеждународныхотношенияхфедераций
политикаимеханизмырегулирующиеотношениямеждумногостороннимиорганизациямиифедеративнымигосударствами

ПомнениюучастниковКруглыйстолявилсяэффективнымфорумомпредоставившимруководителямпрактикамфедерализмавозможностьобменятьсямнениямиповопросамкасающимсявнутреннегоуправленияфедерациями